Процесс Признания Геноцида армян в Фактах - Страница 2 - SOAD

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ] Текущая дата: Четверг, 2025-02-06, 1:24 PM
Вы вошли как Гость

  • Страница 2 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • »
Процесс Признания Геноцида армян в Фактах
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:32 PM | Сообщение # 16
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
ТУРЦИЯ ОПАСАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ СО СТОРОНЫ АРМЯН, ТРЕБУЮЩИХ "КОМПЕНСАЦИИ ЗА ГЕНОЦИД"
12.06.2003

/PanARMENIAN.Net/ Ряд авторитетных страховых компаний США и Европы продолжают заниматься делами армян, проживавших в свое время в Османской Турции. Выразивший по этому поводу обеспокоенность председатель Ассамблеи турецких организаций Америки Эрджумент Килич отметил, что если еще 100-150 лет назад общая сумма страховок этих людей составляла 10 миллионов долларов, то сегодня она может достигнуть нескольких триллионов. Как передает агентство "Арминфо" со ссылкой на турецкие источники, Килич предупредил, что если "вовремя не предпринять действенных мер, армяне потребуют "компенсации за геноцид" от страховых компаний, а последние могут предъявить счет Турции на триллионы лир". "В результате Турция может оказаться один на один перед мощной банковской системой США и страховыми компаниями, влияние которых в Америке весьма велико", - заявил Килич. Для предотвращения опасных для Турции развитий, он предлагает обратиться к помощи еврейского и японского лобби США. Как пишет турецкая газета "Хюрриет", проживающие в США армяне и на этот раз намерены оказать экономическое давление на Турцию. Согласно источнику, представители армянской диаспоры, сохранившие старые страховые полисы, собираются потребовать компенсации "за геноцид" от Турции, которую считают правопреемником Османской империи.

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:32 PM | Сообщение # 17
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
ЕВРОПАРЛАМЕНТ СПЕКУЛИРУЕТ ТЕМОЙ ГЕНОЦИДА АРМЯН

Вопрос о признании геноцида не вошел в число требований, предъявленных Турции в связи с вступлением в Евросоюз.

В Анкаре празднуют дипломатическую победу. Благодаря сложной комбинации взаимных уступок между правительством Эрдогана и руководством европейских сверхдержав, судя по всему, уже достигнуто принципиальное согласие относительно исключения вопроса геноцида армян из списка предварительных условий, выполнение которых должно предшествовать принятию Турции в Европейский союз. На прошлой неделе Европарламент утвердил доклад, касающийся Турции, в котором перечисляются предъявленные Анкаре требования. О необходимости признания факта геноцида армян в этом документе не говорится ни слова.

/PanARMENIAN.Net/ Хотя проект доклада содержал достаточно четко сформулированное положение, отражающее отношение Европы к событиям 1915-го года. «Европарламент призывает своих членов, турецкое государство и Великое национальное собрание Турции признать факт геноцида армян 1915- го года», - говорилось в проекте доклада составленном депутатом от Нидерландов социал-демократом Ари Остландером, ответственным за политику Европарламента в отношении Турции. Формулировка выглядела впечатляюще, но правовых последствий не предполагала. Тем не менее, в Турции само словосочетание «геноцид армян» вызвало такую панику, что все политические ресурсы были брошены на то, чтоб пресечь включение этого положения в окончательный текст доклада. Остландер оказался человеком принципиальным – несмотря на все задействованные рычаги сам он категорически отказался что-либо менять в предложении, касающемся армянского геноцида. Но туркам удалось решить вопрос на другом уровне. Анкара вступила в дипломатический торг со столицами крупнейших европейских государств. В итоге удалось сговориться о цене, которую турки заплатят за готовность европейцев простить содеянное ими чудовищное преступление.

Призыв признать факт геноцида был изъят из доклада буквально в последний момент. Противники смягчения предъявленного Турции ультиматума не сумели воспрепятствовать этому, поскольку проект сразу же был поставлен на голосование. Из присутствовавших 329 депутатов 216 проголосовали за принятие документа в его новой редакции. Многие их тех, кто отказался одобрить доклад голосовали против именно из-за изъятия предложения о геноциде. Заметим, что в окончательную редакцию доклада не вошло и положение, в котором осуждался кемализм, являющийся идейным стержнем турецкой государственности. Ари Остландером сам согласился вычеркнуть из проекта предложение о кемализме.

Взамен двух серьезнейших уступок со стороны Европарламента Анкара пообещала терпимо отнестись к предъявленным ей требованиям и немедленно преступить к их выполнению. Таким образом, вопрос геноцида вновь стал разменной картой в игре европейцев с турками. Получается, что Запад прибег к теме резни армян лишь для того, чтобы припугнуть Анкару и склонить ее к лояльности. Между тем, утвержденный доклад противоречит решению, принятому Европарламентом 28-го февраля прошлого года. Тогда законодатели Старого света одобрили проект резолюции, разработанной французским депутатом Пьером Гартоном. В этом документе четко говорится о том, что признание Анкарой факта геноцида армян должно стать одним из условий принятия Турции в Евросоюз.

Что бы хоть как-то смягчить впечатление от позорной капитуляции в вопросе геноцида руководство Европарламента предложило включить в доклад положение, в котором осуждается недавняя директива министерства просвещения Турции, предписывающая включить в школьную программу написание учащимися изложений на тему «геноцид армян – это вымысел». В доклад также было включено требование, касающееся соблюдения гражданских прав национальных меньшинствам, в частности армян. Кроме того, на основании доклада комитет внешних связей и прав человека Европарламента принял резолюцию, в которой содержится призыв к Анкаре «установить добрососедские отношения с Арменией».

Можно смело предположить, что недавнее заявление министра иностранных дел Турции Абдуллы Гюля, заверившего в готовности Анкары начать диалог с Ереваном, вовсе не случайно совпало с принятием доклада. Не исключено, что подняв вопрос о геноциде Европарламент руководствовался принципом «требуй невозможного, чтобы добиться большего». Турки, совершенно неготовые обсуждать вопрос признания геноцида, согласились всерьез подумать о возможности снятия блокады. Правда, для этого турки требуют навсегда забыть о событиях 1915-го года. «Мы желаем улучшить отношения с Арменией в случае, если последняя официально откажется от своих претензий»,- заявил второй человек команды Эрдогана. Европу это заявление привело в восторг. В Ереване оно вызвало гораздо меньше оптимизма. У армян, кажется, снова забыли спросить, желают ли они забыть о трагедии начала прошлого века, унесшей полтора миллиона жизней.

- Аналитический отдел "PanARMENIAN News"

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:32 PM | Сообщение # 18
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИЗВАЛА ТУРЦИЮ ПРИЗНАТЬ ГЕНОЦИД АРМЯН

Действующая в Париже Международная федерация прав человека призвала Турцию признать Геноцид армян.

В связи с этим известная правозащитная организация направила премьер-министру Турции Реджебу Эрдогану открытое письмо.

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:32 PM | Сообщение # 19
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
ПРИЗНАЮЩИЙ ГЕНОЦИД АРМЯН ЗАКОНОПРОЕКТ БУДЕТ ВЫНЕСЕН НА ОБСУЖДЕНИЕ СЕНАТА США НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ05.07.2003

/PanARMENIAN.Net/ Законопроект, содержащий положение о геноциде армян, на обсуждение Сената США будет, возможно, представлен на следующей неделе. Об этом сообщается в сегодняшнем номере турецкой газеты "Turkish Daily News". Данный документ приурочен к 15-летию принятия США закона о предотвращении массовых преступлений против человечества и призывает учесть уроки геноцида армян, холокоста и других трагедий прошедшего века. Согласно публикации, этот законопроект, ранее одобренный юридической комиссией Палаты представителей Конгресса, пользуется уже поддержкой 30 сенаторов, в том числе и супруги бывшего президента США Хилари Клинтон. Турецкая пресса полагает, что внесение этого вопроса в повестку Сената вызовет "бурю" во взаимоотношениях Анкары и Вашингтона. Примечательно, что газета, ссылаясь на агентство "Anadolu", не исключает вероятности принятия сенаторами этого законопроекта. Это, в очередной раз, связывается с охлаждением турецко-американских отношений во время иракской военной кампании.

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:32 PM | Сообщение # 20
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
БЕРЛИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБСУДИЛА ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ГЕНОЦИДА АРМЯН

Конференция, созванная в Берлине 28-29 июня действующей Комиссией по признанию Геноцида армян (КПГА), обсудила проблему признания Геноцида армян парламентом Германии, а также дальнейшую тактику деятельности комиссии в данном направлении. В пресс-релизе, полученном газетой, сопредседатель комиссии Жирайр Кочарян сообщил, что 13 апреля 2000 года комиссии Бундестага по ходатайствам были переданы 5000 подписей, собранных КПГА и более 10000 подписей граждан Турции, собранных во Франкфурте "Союзом против геноцида".

5 апреля 2000 года Бундестаг принял решение передать право на выражение позиции к ходатайству МИД с тем, чтобы вопрос необходимости признания Геноцида армян был уточнен "в рамках германо-турецких дипломатических отношений. Это - мнение значительной части населения Германии". Таким образом, этот вопрос был поднят на уровень правительства и, впервые в истории Германии, стал предметом двустороннего обсуждения между правительствами. Однако в октябре 2001 года законодательный орган Германии, обсудив обращение, отказался принять какое-либо парламентское решение или занять какую-либо позицию. Согласно докладу сопредседателя КПГА доктора Тессы Хофман, основными причинами провала инициативы о признании Германией Геноцида армян являются непродолжительная и бесплодная деятельность официально сформированной в июне 2001 года "Турецко-армянской комиссии по примирению" и террористический акт 11 сентября.

Ссылаясь на социолога Рудольфа Ромели, который является одним из основоположников исследований геноцида новых времен, КПГА пришла к выводу, что "в 1900-1923 гг. при разных режимах в Турции было уничтожено от 3,5 до 4 млн. 300 армян, греков и других христиан".

Во время своего выступления посол РА в Германии Карине Казинян подчеркнула, что признание Геноцида армян - одна из основных задач внешней политики Республики Армения и ее правительство в этом вопросе сотрудничает с диаспорой. Директор Центрального офиса Ай Дата и Мюнхенской организации по армянским вопросам доктор Эдуард Ованнисян в своем выступлении подчеркнул, что признание геноцида или же его осуждение не только нравственный вопрос, но и удовлетворение политических требований. Выступил также теолог, евангелистский пастор Манфред Рихтер.

Участники конференции, прибывшие из Армении, Швейцарии и Германии после бурных и конструктивных обсуждений приняли решение продолжить работы, направленные на признание Геноцида армян. В конференции приняли участие армейские христиане, представители понтийских греков, а также турки-правозащитники из Германии.

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:32 PM | Сообщение # 21
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
В УГОДУ АНКАРЕ ВАШИНГТОН СНЯЛ С ПОВЕСТКИ СЕНАТА
ЗАКОНОПРОЕКТ, КОСВЕННО ПРИЗНАЮЩИЙ ГЕНОЦИД АРМЯН12.07.2003

/PanARMENIAN.Net/ Вице-президент США Дик Чейни выполнил
свое обещание, данное премьер-министру Турции Реджепу
Эрдогану - законопроект, косвенно признающий геноцид армян,
снят с повестки американского Сената. Об этом, как сообщает
агентство "Арминфо", пишет турецкая газета "Сабах". Согласно
источнику, для этого было приложено немало усилий со стороны
Чейни, обеспокоенного напряженностью в турецко-американских
отношениях, возникшей в связи с арестом в Ираке турецких военнослужащих
со стороны ВС США. Газета пишет, что в течение последних
72 часов для предотвращения обсуждения в Сенате законопроекта
по геноциду огромные усилия приложили и представитель Пентагона
Поль Вульфовиц и помощник госсекретаря США Ричард Армитедж -
посредством интенсивных телефонных переговоров с высокопоставленными
представителями Конгресса. В результате всех этих усилий от авторов
законопроекта - сенаторов Джона Энсайна и Джона Корзайна - было
потребовано не выносить на обсуждение Сената вышеназванный
законопроект. Ссылаясь на источники в Конгрессе, газета предполагает,
что обсуждение законопроекта будет отложено на неопределенное время.
Напомним, что армянское лобби на днях было намерено вместе с
законопроектом Госдепартамента США по бюджету на следующий год
к обсуждению Сената преставить и законопроект, косвенно признающий
геноцид армян. В связи с этим турецкая пресса не исключала возможность
принятия данного законопроекта, что означало бы косвенное признание
госструктурами США геноцида армян, осуществленного в 1915 году в
Османской Турции.

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:33 PM | Сообщение # 22
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
"БОСТОН ГЛОУБ" ПЕРЕСМОТРЕЛА СВОЮ ПОЛИТИКУ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГЕНОЦИДУ АРМЯН

Журналисты и сотрудники одной из наиболее авторитетных ежедневных газет США "Бостон Глоуб" отныне правомочны характеризовать первый геноцид XX века как "Геноцид армян".

Как сообщает Армянский национальный комитет (АНК) Восточного Массачусетса (ANC), после того, как в течение почти четверти века для характеристики одного из самых ужасных событий XX века использовались уклончивые термины, "Бостон Глоуб" решила прекратить свою прежнюю политику - не употреблять в отношении Геноцида армян термин "геноцид".

В письме, датированном 8 июля 2003 года, заместитель главного редактора газеты Майкл Ларкин уведомил о том, что "Бостон Глоуб" пересмотрела "политику по отношению к Геноциду армян".

В ходе состоявшихся переговоров представители АНК и ученые предоставили журналистам и редакторам газеты большое количество информации и исторической документации о Геноциде армян. Более того, на состоявшейся в апреле встрече с редакторами "Бостон Глоуб" присутствовал также исполнительный директор Иерусалимского института Холокоста и геноцида доктор Исраэль Чарни, который представил дополнительные ценные свидетельства.

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:33 PM | Сообщение # 23
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
Сенат штата Висконсин США 28 Марта 2002 принял резолюцию, в соответствии с которой 24-е апреля провозглашается днем памяти жертв геноцида армян 1915-го года. Как сообщает агентство "Медиамакс", в документе говорится, что полтора миллиона армян были убиты, а сотни тысяч были депортированы из Османской Турции. Отмечается также, что Турция, к сожалению, продолжает отрицать факт геноцида. Сенаторы штата Висконсин объяснили необходимость принятия резолюции стремлением поднять уровень информированности населения о такого рода преступлениях, каким является геноцид, для предотвращения его в будущем..
 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:33 PM | Сообщение # 24
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
PRESS RELEASE
Armenian National Committee - Western Region
Contact: Ardashes Kassakhian
818.500.1918

Thursday, July 17

ANCA-WR Praises California State Treasurer Phil Angelides for Correcting
the Record on Mustafa Kemal Ataturk

LOS ANGELES, CA - Members of the Armenian National Committee of
America-Western Region Board of Directors (ANCA-WR) and staff recently
met with California State Treasurer Phil Angelides at his Los Angeles
office. Prominent among the issues that were discussed with the
Treasurer was his strong commitment for the implementation of an
expanded Armenian Genocide curriculum in California's public schools.
The Treasurer also signaled his support for the creation of a
California Trade Office in Armenia, which has been a top priority for
the ANCA-WR and its local chapters.

The ANCA-WR representatives brought to the attention of the Treasurer
a recent Newsweek article ("The Last Word," July 7, 2003) written by
syndicated columnist George Will, in which he proposed the need for a
leader similar to Mustafa Kemal Ataturk to run California. Angelides
was outraged by such a reckless suggestion and assured the ANC that he
will respond to the article and expose Ataturk's bloody record of
slaughtering and exiling over one million Armenians and Greeks early
in the 20th century. A copy of the Treasurer's letter to George Will,
dated July 17, 2003, accompanies this press release.

Prior to and since his election to statewide office, Phil Angelides
has had an exemplary record on issues dealing with human rights and
the Armenian Genocide. Several years ago, as a member of the Board of
Directors for the California Public Employees Retirement System
(CalPERS), he led that institution to reject a $30,000 contract with a
private consulting firm that denied the Armenian Genocide in a
financial report analyzing the Republic of Turkey's economy. CalPERS,
is the nation's largest public pension fund, with over $150
billion in assets.

The Treasurer was also receptive to a number of initiatives suggested
by the ANCA-WR representatives, including encouraging qualified young
Armenian-American professionals to find employment opportunities
within the State Treasurers office and other State agencies.

The Armenian National Committee of America (ANCA) is the largest and
most influential Armenian American grassroots political
organization. Working in coordination with a network of offices,
chapters, and supporters throughout the United States and affiliated
organizations around the world, the ANCA actively advances the
concerns of the Armenian American community on a broad range of
issues.

###
=======================================================
July 17, 2003

Mr. George Will
c/o Washington Post Writers Group
1150 15th Street N.W.
Washington D.C. 20071

Re: "Californians Need an Ataturk"

Dear Mr. Will:

I am writing this letter to express my outrage regarding your recent
column in Newsweek ("The Last Word," July 7, 2003) about the potential
recall election in California.

In that column, you stated that "Californians need an Ataturk," -
referring to Mustafa Kemal Ataturk, the founder of the modern Turkish
nation, whose armies waged a brutal and murderous campaign of ethnic
cleansing against the Greeks and Armenians who inhabited the Anatolian
peninsula now home to the nation of Turkey. You owe an apology to the
people of California and, most importantly, to the families of the
innocent men, women, and children who were savagely murdered by
Ataturk's nationalist forces.

Ataturk's campaign of ethnic cleansing resulted in the mass expulsion
and massacre of a Greek community that had lived in Asia Minor for
centuries. It was also the final, tragic chapter of the genocide of
the Armenians by the Turkish state. With the burning of Smyrna in
1922 and the elimination of the Republic of Armenia, in concert with
the Soviet Union, the Turkish nationalist forces finished the ethnic
purging begun by the Young Turks. From 1915 to Ataturk's founding of
the Turkish Republic in 1923, over two million Armenians and Greeks
perished in this campaign of infamy.

I am deeply disappointed that you would glorify Ataturk or somehow
suggest that he would be a fit leader for a free and democratic state
of over 35 million Americans - given the genocide over which he
presided. (Attached are a few writings that speak to historical
record.) California does not need an Ataturk anymore than it needs a
Slobodan Milosevic or a Saddam Hussein.

I find it troubling that a learned man such as yourself would be
ignorant of or choose to ignore this history of brutality and
genocide. As you know, for the last eighty years, the Turkish
government has waged a deliberate and concerted campaign to bury the
truth of the genocide, and to this day, unlike Germany, steadfastly
refuses to admit the historical facts of the genocide or any
responsibility for it. Those of us privileged to live in the world's
greatest democracy have a special obligation to ensure that the truth
of history is told. We cannot allow any revisionism whether it is
related to the Jewish holocaust, the Armenian genocide, the killings
by the Khmer Rouge, or the Soviet mass murders.

Eighty-one years ago, my yia-yia and pa-pou (my grandmother and
grandfather) were among the lucky ones who were able to flee Smyrna,
escaping the horrible deaths suffered by so many others in that
community at the hands of Turkish nationalist forces. The fateful
journey that began then ultimately brought my family to this great
state and nation. I know that my grandparents would take great pride
in the fact that their grandson was elected by a free and democratic
people to responsibly serve the public interest and would expect me to
speak out against the injustice and inhumanity endured by their
community, their friends, and their loved ones. You exalt Ataturk's
saying, "Government for the people - despite the people." I know that
my yia-yia and pa-pou instead would embrace the words of a great
American, Abraham Lincoln, who called for a "government of the people,
by the people, for the people"

I hope that you will apologize for the pain your words have caused. I
look forward to hearing from you.

Sincerely,

Phil Angelides
State Treasurer

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:34 PM | Сообщение # 25
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
В США ПЕРЕИЗДАНА КНИГА ГЕНРИ МОРГЕНТАУ, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ГЕНОЦИДЕ АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ05.08.2003

/PanARMENIAN.Net/ В Америке переиздана книга "История посла Моргентау", написанная послом США в Османской Турции в 1913-1916 годах Генри Моргентау, где рассказывается и о геноциде армян, осуществленной правительством младотурок в начале прошлого столетия. В частности, книга содержит главу об армянах, озаглавленную "Убийство нации". Здесь посол пишет: "Я уверен, что во всей истории человечества нет такого ужасного эпизода, как этот. Массовые убийства и гонения прошлого кажутся практически незначительными по сравнению с страданиями армянского народа в 1915 году". Как отмечает Армянский национальный институт Америки, в свое время Генри Моргентау стал первым американцем, который поведал миру о массовых преступлениях младотурков по отношению к армянскому народу.

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:34 PM | Сообщение # 26
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
В США ШИРИТСЯ ПОДДЕРЖКА РЕЗОЛЮЦИИ, ПРИЗНАЮЩЕЙ И ГЕНОЦИД АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ
07.08.2003

/PanARMENIAN.Net/ На прошлой неделе в поддержку резолюции Конгресса США по геноциду
выступили более 20 новых организаций по правам человека, религиозных и этнических групп.
По сообщению Армянского национального комитета Америки,
к 34 сенаторам и более 100 членам Палаты представителей США, уже поддерживающим данный законопроект, в частности, присоединились,

Консультативный совет еврейских организаций,
Союз памяти холокоста Центральной Флориды,
Конгресс русских США,
Союз христианско-еврейского взаимопонимания,
Институт разрешения конфликтов, ресурсов и исследований,
Французский совет развития в Луизиане,
Национальный совет албанцев Америки,
Словенский исследовательский центр Америки
и другие.

Напомним, что резолюция, приуроченная к 15-й годовщине применения Конвенции по геноциду в США, где упоминается и геноцид армян в Османской Турции, ожидает своего рассмотрения в Палате представителей и Сенате США.

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:34 PM | Сообщение # 27
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
Геноцид армян не имеет срока давности, считают в ООН

ТОРОНТО, 22 августа. Геноцид армян в Османской Турции в 1915 году не может подпадать под закон о давности преступления. Об этом в ходе лекции в Центре Армянской общины в Торонто заявил экс-секретарь Комиссии по правам человека ООН, эксперт по международному законодательству, доктор Альфред Де Заяс.

Как сообщает агентство «Арминфо», Альфред Де Заяс отметил, что в случае геноцида армян, ни право на наказание преступников, ни обязательство Турции выплатить компенсацию за причиненный ущерб также не подпадают под закон о давности преступления. По его словам, Конвенция по Геноциду ООН 1948 года признает Геноцид армян 1915-1923 годов, и Турция ответственна за репарацию.

Отметим, что Альфред Де Заяс преподавал международное законодательство в нескольких европейских и североамериканских университетах. Недавно он ушел в отставку, прослужив на посту секретаря Комиссии по правам человека ООН 22 года. Помимо этого, он является членом Комитета по назначениям ООН, Американского общества международного законодательства, а также Международной ассоциации уголовного законодательства.

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:34 PM | Сообщение # 28
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
Эксперимент по международному праву подтверждает, что конвенция ООН по геноциду применима по отношению к Геноциду армян

Принятая в 1948 г. Конвенция ООН по геноциду полностью применима по отношению к Геноциду армян 1915-1923 гг., и Турция несет ответственность за компенсации. Об этом заявил в опубликованном недавно меморандуме эксперт по международному праву, доктор Альфред де Зайас.

Как сообщают из Канадского офиса Ай Дата АРФ(Д), бывший чиновник ООН де Зайас подчеркнул, что на Геноцид армян не распространяется принцип срока давности. По его словам, принцип срока давности не распространяется ни на право наказания преступников, ни на обязанность Турции предоставить компенсации.

Де Зайас преподает международное право в европейских и североамериканских университетах. Недавно он покинул пост секретаря Комиссии ООН по правам человека, который занимал в течение 22 лет, и ныне является членом Комиссии по назначениям и выдвижениям в Женевской штаб-квартире ООН. Де Зайас является также членом Международного P.E.N.-клуба, Американского общества международного права и Международной ассоциации уголовного права.

27 августа в Торонто Альфред де Зайас выступит с лекцией в Центре армянской общины.

Hayastan.com

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:34 PM | Сообщение # 29
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
«ОДНАЖДЫ ТУРЦИЯ ДОЛЖНА ПОНЯТЬ, ЧТО СУЩЕСТВОВАНИЕ АРМЕНИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА»

Старейшее из существующих ныне армянских периодических изданий - выходящая в Стамбуле ежедневная газета «Жаманак» («Время»). Через 5 лет она отметит свое 100-летие. Основала газету семья Гочунян. С редактором современной газеты «Жаманак» Ара Гочуняном мы встретились в Стамбуле.

- Ара, какими Вам, редактору газеты, видятся из Стамбула армяно-турецкие отношения? Какие изменения претерпели эти отношения после прихода к власти исламистов?

- С приходом к власти правительства во главе с Эрдоганом во внутренней политике (да и вообще во всех политических процессах) Турции произошли серьезные изменения, и, кроме того, наметились перспективы важных перемен. Это реальность. Но, с другой стороны, мы не можем игнорировать еще одну реальность: внешняя политика Турции является весьма последовательной.

Отношения между турками и армянами исторически имеют очень глубокие корни, но те проблемы, которые сегодня находятся в повестке дня этих двух народов, государств, хронологически возникли в сравнительно недавние времена и их воздействие на состояние армяно-турецких отношений ощущается достаточно сильно. Поэтому не нужно спешить, следует подождать, пока эти отношения не получат хорошую основу. Тогда в атмосфере взаимного доверия можно будет раз и навсегда преодолеть горькое историческое наследие и наладить сотрудничество.

После обретения Арменией независимости и до сих пор процесс нормализации ее отношений с Турцией продолжается. Бывают периоды, когда армяно-турецкие отношения охлаждаются (если так можно сказать о фактические отсутствующих отношениях), но в целом мы видим, что процесс постепенно назревает. Мне кажется, что сегодня этот процесс созрел, после мадридской встречи Гюль-Осканян появились некоторые оптимистические ожидания. Мы помним о том, что и в прошлом бывали подобные оптимистические периоды, но надежды не оправдались. Не знаю, быть может, надежды не оправдаются и на этот раз, но мы стремимся быть оптимистами, так как уверены, что два соседа не могут так жить вечно.

- В повестке дня внешней политики официального Еревана находится вопрос международного признания Геноцида армян. На Ваш взгляд, это оправдано или нет? Хочу также спросить Вас вот о чем: с какими трудностями сталкивается армянство Стамбула, когда парламент какой-либо страны признает Геноцид армян или включает этот вопрос в свою повестку?

- У этого вопроса есть две стороны, которые необходимо четко отделять друг от друга. Должен ли вопрос признания Геноцида армян входить в повестку дня внешней политики РА или нет? Если сегодня официальный Ереван предпочитает иметь в повестке дня своей внешней политики вопрос Геноцида армян, то это его дело. В Армении может быть и другая власть (как это было в недалеком прошлом), которая будет занимать иную позицию. Время покажет, какая позиция более верная.

Внешняя политика - дело крайне тонкое. Часто бывает так, что отстаивая один вопрос, тем самым рассчитывают добиться своей цели в каком-либо другом вопросе.

Когда мы анализируем какой-либо процесс, то должны четко представлять себе: что (в кратком временном плане) он дал Армении и чего ее лишил. Тогда результаты проводимой политики будут более предметными. Ошибки же во внешней политике чреваты для Армении серьезными проблемами.

Несомненно, присутствие сегодня во внешней политике РА вопроса Геноцида армян не способствует нормализации армяно-турецких отношений. С другой стороны, наступит день, когда обе стороны должны будут повернуться лицом к этому горькому историческому наследию.

Армяне Турции в гражданском плане - турки, по происхождению - армяне, по вероисповеданию - христиане. Эти три ипостаси всегда должны быть сбалансированы.

Когда за рубежом обсуждается вопрос Геноцида армян, естественно, у нас здесь возникают сложности, но не нужно делать из этого трагедию. В конце концов, такова судьба меньшинств во всем мире. Тем более в случае с армянами Турции, которых здесь воспринимают как своего рода представителей соседней страны, с которой у Турции имеются проблемы.

У общины, конечно, бывают трудности, возникает беспокойство. Но мы верим, что в конце концов отношения между Арменией и Турцией должны стать нормальными.

- Какие шаги должен предпринять официальный Ереван, чтобы Турция установила отношения с Арменией?

- Установление отношений - дело двустороннее. Ни Армения, ни Турция в отдельности ничего не смогут сделать для нормализации отношений. Меня не беспокоит то, что армяно-турецкий диалог идет довольно медленно. Армяне и турки должны немного потерпеть, чтобы суметь заложить более здоровые основы своих отношений. Спешка здесь ни к чему.

Для меня важно, чтобы Армения и Турция хорошо поняли друг друга, чтобы в их отношениях не брали верх эмоции. Эти два государства должны преодолеть кризис доверия.

Армения должна примириться с той реалией, что в этом регионе Турция является мощной страной. А Турция однажды должна понять, что существование Армении не является причиной для беспокойства.

По публикации Татула Акопяна

 
SystemofadownДата: Суббота, 2006-10-28, 11:36 PM | Сообщение # 30
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 168
Репутация: 2
Статус: Offline
ЕДИНСТВО ДЕЙСТВИЙ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Как добиться решения проблемы Геноцида армян

Ара Абрамян, Председатель Союза армян России

Нормализация отношений с Турцией и строительство в дальнейшем добрососедских, а в перспективе и дружественных отношений, предполагает необходимость подведения цивилизованной черты под прошлым - осуждения совершенного ею преступления геноцида армян и принятия адекватных мер, направленных на ликвидацию последствий этого преступления на основе международного права. Поэтому одной из главных целей создания Всемирной Армянской Организации и, соответственно, ее задач является полное и окончательное подтверждение международным сообществом факта геноцида армян, включая его признание самой Турцией, и урегулирование всех связанных с этим вопросов мирными средствами на объективной основе международного права. Задача эта очень трудная. Прежде всего, в плане внешнеполитическом.

Почему турки не признают факт геноцида

Турецкие руководители отчетливо представляют себе международно-правовые последствия преступления геноцида. Знают и то, как международное сообщество понимало содержание политической ответственности турецкого государства. В наиболее полном виде оно было выражено в многостороннем Севрском мирном договоре.

Все предпринимавшиеся турками в 1918-1920 г.г. попытки навязать Армении неравноправные договоры с целью добиться добровольного отказа жертвы геноцида от своих прав успехом не увенчались. Брест-Литовский договор с РСФСР был аннулирован, а Батумский и Александропольский договоры с Арменией в силу не вступали. В Турции, видимо, считают, что и Карсский договор, навязанный марионеточному коммунистическому правительству Армянской ССР, не снимает вопрос о последствиях признания международным сообществом ответственности за преступление геноцида. Вероятно, поэтому Анкара прощупывает возможности его замены или подкрепления новым договором с суверенной Республикой Армения.

Заключение нового, равноправного договора, который мог бы стать основой прочных, подлинно добрососедских отношений, по нашему мнению, должно быть итогом договоренностей по урегулированию всех вопросов, оставшихся от прошлого, в том числе и вопросов, связанных с геноцидом армян.

Вопрос об ответственности за совершенное преступление по-прежнему побуждает Турцию ожесточенно сопротивляться признанию самого факта геноцида армян. Сегодня мы являемся свидетелями эскалации официальной кампании отрицания геноцида армян. Турецкое государство мобилизует все возможности, тратит огромные средства. Не ограничиваясь традиционными средствами политического давления на правительства и подкупом средств массовой информации, Турция широко прибегает к платным услугам профессиональных лоббистских организаций.

Внешнеполитическое обеспечение государственного курса на отрицание совершенного преступления является, как и прежде, предметом особых забот правительства Турции. Так же, как это было в конце девятнадцатого и на всем протяжении двадцатого веков, Турция препятствует решению Армянского вопроса на основе права и справедливости, опираясь на политическую поддержку некоторых великих держав. Несмотря на коренное изменение обстановки в мире, США все еще отводят ей роль одного из основных своих военных партнеров.

Упорный отказ Президента США Дж. Буша квалифицировать убийство полутора миллионов армян как геноцид воспринимается преемниками политики геноцида армян в самой Турции как прямая поддержка.

Пущенный в оборот довод, будто настойчивость армян в вопросе ответственности Турции за геноцид «не отвечает» интересам нормализации отношений между Арменией и Турцией, не только противоречит самым элементарным представлениям об основах современных международных отношений, но прямо поощряет турецкое правительство демонстрировать свою непримиримость, укрепляет решимость не признавать факт совершения геноцида армян.

Попытки начать политические консультации и переговоры с турецкой стороной для урегулирования отношений на основе международного права оказываются практически бесперспективными. Это справедливо и в отношении предпринятой по инициативе США попытки так называемого турецко-армянского примирения («так называемого», поскольку слово «примирение» не применимо к армянской стороне, являющейся жертвой этого преступления).

Анкара продолжает отказываться от признания геноцида армян и ликвидации его последствий на основе принципов и норм международного права. Турки полагают, что данный вопрос не может стать предметом политических переговоров и решений, что в крайнем случае он может рассматриваться историками как спорная научная проблема.

Более того, официальные политические представители Турции в своих заявлениях (например, в публикации посла в России г-на Куртулуша Ташкента в ответ на мою весьма сдержанную статью) считают допустимым выступать с едва завуалированными угрозами «осложнений», если армяне не перестанут требовать осуждения геноцида и ликвидации его последствий на основе международного права.

Чтобы как-то примирить свою политику оправдания убийства целого народа с проводимой сейчас в мире политикой противодействия экстремизму и международному терроризму и сознавая, что скрывать истребление одного из цивилизованных народов мира становится все труднее, турецкое правительство пускает в ход новые приемы и средства отрицания геноцида армян. Если до последнего времени предпочтение оказывалось дезинформации, прямому обману международного сообщества путем отрицания или искажения фактов, то сейчас турки стали сочетать эти примитивные традиционные методы со все более изощренными - формально-правовыми аргументами.

Скрывая свое подлинное отношение к международному праву, турки стали представлять себя приверженцами международного права. Армянам же приписывается стремление к подмене права историей, нежелание урегулировать отношения с Турцией на основе международного права.

Представление об эскалации кампании отрицания геноцида будет неполным, если не укажем на новое явление, вызвавшее необходимость принятия жестких мер в самой Турции. Впервые в ее истории появились ответственные ученые и общественные деятели, которые хотят признанием совершения преступления, чистосердечным покаянием по примеру Германии смыть со своей страны позорное пятно. Хотя их всего единицы, правящие круги Турции усматривают в их появлении серьезную угрозу своей традиционной политической линии жесткого отрицания геноцида армян.

В связи с участившимися случаями выражения сомнений в достоверности правительственной версии отношения турецкого государства к армянам, принимаются меры и для промывания мозгов турок. В школах Турции распоряжением министра образования Хуссейна Челика вводится новая учебная дисциплина - курс отрицания геноцида армян. В Турции наказуемо не только признание геноцида армян, но даже простое выражение сомнения в достоверности отрицания геноцида армян.

Новый поворот в тактике защиты геноцидного государства

В последнее время все более явственно проявляется тенденция западных держав к признанию геноцида армян без международно-правовых последствий в виде ответственности Турции и необходимости восстановления в максимально возможной мере попранных прав армянского народа.

В наиболее четкой форме это проявилось в заключении юрисконсультов, приглашенных нью-йоркским Центром справедливости переходного периода для ответа на вопрос турецких и армянских членов Турецко-армянской комиссии по примирению (ТАКП) о применимости Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него к «событиям прошлого в Восточной Анатолии» (эвфемизма для обозначения геноцида армян в армянских вилайетах Оттоманской империи).

Ответив, что эти события могут квалифицироваться как геноцид в том смысле, в котором этот термин применяется в Конвенции, анонимные юрисконсульты свели значение признания к возможности ссылаться на геноцид армян как на «исторический факт», не влекущий правовых последствий. Они исключили возможность возникновения ответственности Турции и турок за геноцид на основании Конвенции, мотивируя это тем, что она не имеет ретроактивной (обратной) силы в отношении событий, которые имели место до ее вступления в силу 12 января 1951 года.

Такая постановка вопроса ставит нас перед необходимостью продолжать разработку аргументов, подтверждающие возможность не только исторической констатации факта совершения преступления геноцида, но и юридической - со всеми международно-правовыми последствиями.

Становится особенно очевидной ошибочность игнорирования того бесспорного, документально подтверждаемого факта, что международное сообщество в лице Парижской мирной конференции и Лиги Наций признало факт геноцида армян и установило политическую ответственность Турции как государства уже тогда, когда совершалось это преступление.

Надо определиться: чего мы добиваемся

В сложных политических условиях борьбы за признание геноцида армян добиться положительного решения можно только в том случае, если мы объединим наши усилия и будем действовать на основе единой общенациональной концепции.

Прежде всего надо определиться: чего мы добиваемся? Ответ вроде бы напрашивается сам собой: признания геноцида армян международным сообществом государств и самой Турцией. Однако, как мы уже отмечали, геноцид армян был признан международным сообществом, да и самим турецким государством - Оттоманской империей, а ответственность турок и Турции была установлена в то время, когда преступление совершалось.

Значит, речь идет о повторном признании со стороны тех государств, которые уже признали этот факт, и первичном - со стороны новых государств, хотя и они были охвачены актом признания прежними метрополиями. Если исходить из того, что международное сообщество в лице Парижской мирной конференции и Лиги Наций, представлявших все человечество, не только признало факт «убийства целого народа», но и установило международную ответственность турецкого государства за это преступление, то точнее и правильнее было бы говорить о необходимости реализации уже установленной ответственности.

Эта констатация имеет большое практическое значение. Она значительно облегчает достижение поставленной цели. Если напомнить миру, что правительства великих держав - США, Великобритании и других официально признали, что Турция повинна в преступлении геноцида, именовавшегося тогда «убийством целого народа», что компетентные международные органы в лице Парижской мирной конференции и предшественницы ООН - Лиги Наций установили ответственность Турции и турок за геноцид армян на той же международно-правовой основе, на которой, спустя четверть века была установлена ответственность Германии и нацистских главарей, это существенно уменьшит их возможности маневрировать.

Что мы понимаем под признанием? Только ли моральное удовлетворение, абстрактное торжество идеи права и справедливости? Удовлетворит ли нас подтверждение международным сообществом уже признанного им факта геноцида армян или нам нужно добиться, в конечном счете, признания самой Турцией совершенного ею преступления? Восстановления каких прав армян и армянского народа в целом мы должны добиваться?

Иначе говоря, нам самим нужно иметь единую реалистичную программу урегулирования всех оставшихся от прошлого вопросов с учетом, конечно, перспектив развития отношений с Турцией и турецким народом.

Возможен ли компромисс в вопросе признания?

В вопросе признания и осуждения преступления геноцида не может быть компромисса. Вопрос жизни и смерти народа не может быть предметом дипломатических комбинаций. Только при чистосердечном признании и осуждении этого тяжкого преступления самой Турцией можно вести поиск решений конкретных вопросов.

Международное право исходит из того принципа, что правонарушение, а тем более преступление против человечности, не может породить никаких прав для государства, совершившего это преступление. Очевидно также, что армяне, руководствуясь желанием создать прочный фундамент для добрососедских отношений, должны проявить определенный реализм.

Компромисс возможен только после признания Турцией факта геноцида армян при выработке и принятии конкретных мер по устранению последствий этого преступления на основе пакета политико-правовых решений по всему комплексу армяно-турецких отношений.

О единой концепции решения Армянского вопроса

Выработка такой общеармянской программы действий - задача очень сложная. Она затрагивает целый комплекс вопросов как внутриармянской жизни, так и международных отношений - международно-правовых, политических, экономических, финансовых и др.

Решения относительно условий урегулирования должны быть результатом всестороннего обсуждения, причем процедура обсуждения и принятия решений должна обеспечивать свободное выражение воли всего армянского народа, но в особенности, потомков той его части, которая прямо и непосредственно пострадала от геноцида.

Выработка такой общенациональной позиции не может быть монополией какой-то группы лиц или какой-то политической партии. Более того, при всей важности роли армянского государства в решении этой проблемы, выработка общеармянской позиции не может быть и монополией правительства Республики.

Очевидно, что в выработке единой программы должны участвовать как компетентные органы государственной власти, научные учреждения и общественные организации Республики Армения, так и общественные организации и учреждения диаспоры, основу которой составили беженцы из Западной (турецкой) Армении. К этой работе должны привлекаться и существующие землячества турецких армян, которые объединяют потомков и наследников турецких армян, тех, кто больше всех пострадали от геноцида. Особенно важно обеспечить представительство всего политического спектра и прежде всего - политических партий.

Создание такой общенациональной программы предполагает необходимость выработки обоснованных позиций по ряду вопросов истории, географии, статистики и пр. Таких, например, как время совершения геноцида и его периодизация, пространственный ареал геноцида в пределах и за пределами государственных границ турецкого государства, динамика численности населения и жертв геноцида (убитых, депортированных, погибших, отуреченных, исламизированных и т.д.). Надо помнить, что малейшие расхождения или неточности тут же используются противной стороной.

По таким важным вопросам и с таким искушенным противником нельзя вести импровизированные переговоры на каком бы то ни было уровне. Каждый аспект, каждая деталь должны быть взвешены, тщательно проработаны, аргументированы. Переговоры должны основываться на единой концепции урегулирования. Только после выработки общеармянской позиции и определения пределов возможных уступок можно начинать переговоры с турецкой стороной.

Переговоры скорее всего будут вестись по политико-правовому принципу пакета, который, как показывает мировой опыт, облегчает принятие решений по ряду взаимосвязанных решений, когда уступки по одним вопросам компенсируются выгодой по другим.

Очевидно, что предварительно должен быть выработан наш вариант политико-правого пакета, т. е. набора решений как составной части общенациональной программы урегулирования армяно-турецких отношений. Он должен отвечать требованиям права и справедливости и в то же время учитывать, насколько это возможно, сложившиеся реалии.

С нашей точки зрения, такой пакет должен обязательно включать отказ Турции от односторонней поддержки экстремистской позиции Азербайджана по проблеме Нагорного Карабаха. Это обосновывается не только тем, что турецкие войска вместе с азербайджанскими бандами принимали участие в геноциде армянского населения Нагорного Карабаха (в частности - в резне 20 тысяч армян Шуши весной 1920 года).

Если от нас требуют учета этнических реалий, сложившихся в результате преступления геноцида, мы тем более имеем право настаивать на уважении реалий, существовавших в Карабахе тысячелетиями.

Добиваясь ликвидации последствий геноцида и установления новых отношений с Турцией, нельзя упускать из вида и необходимость обеспечения внешней безопасности армянского государства, гарантии от рецидива политики геноцида.

Кто и как должен вести переговоры?

Отказываясь в самой категорической форме от признания факта совершения геноцида армян и ставя абсолютно неприемлемые предварительные условия для официальных переговоров с представителями Армении о нормализации отношений, правительство Турции вместе с тем выступает с инициативой «переговоров» с представителями диаспоры через голову армянского правительства. Недавно намерение вступить в контакты с представителями армянских общин различных стран проявила разведывательная служба турецкого Министерства иностранных дел.

Мы не против подлинно «народной дипломатии», когда с обеих сторон выступают действительно представители общественности с целью налаживания взаимопонимания. Подлинно «народная дипломатия» с обеих сторон может способствовать урегулированию отношений между двумя народами и государствами. Ее ценность и значимость возрастают, когда речь идет о таких сложных отношениях, как армяно-турецкие. Мы против симуляции «переговоров», когда государственный орган открыто или скрыто пытается договариваться с какими-то группами армян по выбору самих турок или их друзей.

Переговоры представителей общественности возможны и даже нужны, но как часть процесса действительной нормализации отношений, а не для политических манипуляций в пользу государства, не желающего раскаиваться за совершенное им тягчайшее преступление и против человечности.

«Переговоры», когда с одной стороны выступают органы государства, наотрез отрицающего возможность обсуждения вопроса о геноциде, а с другой - представители неорганизованных общин диаспоры, не имеют ничего общего с «народной дипломатией».

Очевидно, что этот маневр рассчитан на ослабление позиций армян, внесение раскола. Главное же в том, что создавая видимость переговоров, якобы ведущихся с целью нормализации отношений между турецким и армянским народами, между Турцией и Арменией, на деле стремятся подорвать поступательный процесс признания геноцида армян.

Тема геноцида затрагивает каждого армянина и поэтому, естественно, что каждый армянин хочет высказаться, дать свои оценки, предложить свои рекомендации. Однако не каждый армянин владеет материалом - статистическими данными, обширным документальным массивом, историей международных отношений этого сложного периода, необходимыми знаниями международного права.

Время импровизаций и дилетантских рассуждений прошло. Не должно быть никакой партизанщины. Никто не должен присваивать себе право выступать от имени армянского народа по судьбоносным вопросам общенационального значения. Такие обязывающие армянский народ переговоры не должны вести самозванные представители. От имени армянского народа официальные и не официальные переговоры по такому сложному вопросу могут вести только уполномоченные компетентные представители.

Официальные межгосударственные переговоры могут вестись только официальными представителями. В отличие от переговоров представителей общественности, неофициальные переговоры государств ведутся негласными представителями самих государств и под их руководством, наблюдением и контролем.

Такого рода неофициальные переговоры играют важную роль при решении острых и сложных вопросов, помогая государствам в поиске взаимоприемлемых решений.

В этой связи возникает вопрос: к какой из этих категорий должна быть отнесена Турецко-армянская комиссия по примирению (ТАКП)?

Хотя в ее составе имеются бывшие министры иностранных дел, ни одно из двух государств не проявляло желания, чтобы они представляли их даже неофициально. Во всяком случае, к назначению армянских членов Комиссии, как нам представляется, правительство Армении отношения не имело.

Возникает вопрос: может ли ТАКП использоваться в качестве одного из каналов для неофициальных переговоров заинтересованных сторон?

Принятие такого решения - прерогатива правительств Армении и Турции. Они могут принять такое решение на основе оценки работы Комиссии. В этом случае понадобится соответствующая адаптация ее состава: он должен будет определяться не третьей стороной, какими бы благими не были бы ее побуждения, а армянской и турецкой сторонами соответственно.

Состав переговорщиков с армянской стороны должен обеспечивать не только представительство основной части политического спектра, но и представительство «западных армян» - непосредственных жертв геноцида. Само собой очевидно и то, что должен обеспечиваться должный уровень компетентности в вопросах международных отношений, дипломатии и права.

За повышение роли государства

Чтобы отнять у нас возможность защищать наши священные права, Турция совместно с большевистским правительством Советской России лишила нас национальной государственности. Марионеточное коммунистическое правительство Армянской ССР не имело никаких возможностей официальной постановки вопроса. В СССР на тему геноцида армян был наложен запрет.

После обретения независимости и приема в ООН Армения, как субъект международного права, имеет все возможности для постановки этого вопроса в компетентных международных организациях и учреждениях.

Однако в реальности эти формально-правовые возможности сильно ограничены действием политического фактора. Хотя нынешнее руководство Армении, учитывая волю армянского народа, официально ставит вопрос о признании геноцида армян как одну из задач внешней политики Армении, оно видимо сомневается в отношении международно-правовых оснований для наших требований. Если это предположение верно, нужно прямо сказать, что такие сомнения не имеют под собой почвы. Такая оценка наших возможностей может говорить о том, что международно-правовое обеспечение внешней политики Армении, мягко выражаясь, не на уровне. Хотелось бы думать, что мы ошибаемся.

Чем же, в таком случае, объяснить факт весьма сдержанного отношения к постановке вопроса о геноциде? Почему государство не издает «белые» книги с официальной публикацией документов, подтверждающих, что преднамеренное «убийство целого народа» было осуждено всем миром уже тогда, когда осуществлялось это преступление, что уголовная ответственность турок, как физических лиц, и политическая ответственность Турции, как государства, были установлены всем международным сообществом в лице Парижской мирной конференции и подтверждены Лигой Наций? Почему документам, издаваемым в самой Армении, не придается статуса официальных изданий? Почему долгожданный Музей геноцида - не государственное, а академическое учреждение? Почему глубокая международно-правовая разработка совершенного преступления геноцида армян ведется не в Армении, а только в странах диаспоры? Если нынешняя администрация отказалась от абсолютно неверного и порочного тезиса, что геноцид армян - это только вопрос морали и истории, и если она считает что это прежде всего вопрос международного права, что это вопрос об ответственности Турции и ликвидации последствий этого преступления, то почему эти вопросы не разрабатываются и официально не ставятся?

Если воздержание от постановки вопроса об ответственности Турции за геноцид - результат сознательной линии поведения, тогда мы вправе заявить, что это, мягко выражаясь, неправильная политика, которая противоречит воле армянского народа как в самой Армении, так и в диаспоре. Государство не должно дистанцироваться от постановки коренного вопроса - о международно-правовой ответственности Турции и турок за совершенное ими преступление геноцида.

Когда молчало правительство Армянской ССР, это было объяснимо, и никто не мог представить такое поведение как нечто связывающее Армению в международно-правовом плане, как согласие армянского государства с существовавшей ситуацией.

После обретения независимости Арменией и ее принятия в ООН положение изменилось. Нельзя забывать, что в международном праве молчание суверенного государства расценивается как согласие или, в лучшем случае, как примирение с существующей ситуацией. Можно привести примеры, когда в Международном суде государство проигрывало однозначно правое дело только из-за того, что не ставило своевременно вопрос о восстановлении нарушенного права. Такое поведение расценивалось как молчаливое согласие, превращавшее неправовую ситуацию в правовую.

Сейчас, когда Армения получила возможность добиваться устранения последствий геноцида мирными средствами на объективной основе международного права, естественно, возникает вопрос: как правительство Республики Армения пользуется этим правом? Ведь смысл обретения независимости состоял именно в том, чтобы получить возможность в качестве субъекта международного права отстаивать законные права и жизненные интересы Армении и всего армянского народа.

Мы не хотим упрощать вопрос. Мы понимаем, что в современных международных условиях правому и справедливому делу не всегда автоматически сопутствует успех. Так же, как это было в конце девятнадцатого и на протяжении всего двадцатого века, геополитическая ситуация и сегодня не благоприятствует торжеству права и справедливости. Правое дело надо настойчиво и умело отстаивать, а не предавать молчанию.

Одобряя отказ администрации президента Р. Кочаряна от антинациональной капитулянтской позиции в вопросе геноцида, мы призываем ее последовательно и принципиально отстаивать законные права и интересы всего армянского народа как жертвы этого преступления.

Отстаивая в сложнейших геополитических условиях высшие государственные интересы Республики Армения, руководство страны должно вместе с тем настойчиво добиваться справедливого решения общеармянской задачи устранения в максимально возможной мере последствий геноцида. Этого требуют не только наша память, не только самые элементарные представления о праве и справедливости. Это и императивное требование практической политики.

Вопреки лживым и лицемерным нашептываниям «доброжелателей» Армении, требование признания Турцией факта совершения геноцида армян, осуждение ею этого преступления не могут рассматриваться как фактор, осложняющий ее отношения с Арменией и армянским народом.

Мы уже отмечали, что проблема признания Турцией геноцида армян - это отнюдь не вопрос морали и истории. Речь идет о значительно большем - о безопасности целого народа, о существовании самого армянского государства.

Когда соседнее сильное государство не признает своей вины за уничтожение 1,5 млн. невинных людей на их исторической родине, когда оно, присваивая себе функции Совета Безопасности ООН, устанавливает блокаду суверенного государства - члена ООН, когда высшие должностные лица этого государства позволяют себе угрожать Армении «еще одним уроком», когда в этом государстве культивируют в общественном сознании неприязнь и даже ненависть к армянам, тогда упорное отрицание геноцида армян приобретает для Армении масштабы геостратегической проблемы, чреватой возможностью повторения трагического прошлого.

Мы прагматисты, стараемся трезво оценить ситуацию, когда речь идет о будущем нашего народа. Поэтому мы считаем, что вопрос о безопасности страны нужно поставить в повестку дня мировой политики и заострить внимание мирового сообщества на потенциальной угрозе, которую таит в себе отказ Турции осудить геноцид армян.

Завуалированные угрозы «осложнением» отношений лишь подтверждают обоснованность опасений рецидива прежней политики территориальной экспансии и геноцида, укрепляют нашу решимость добиваться осуждения геноцида армян как гарантии того, что рецидива геноцида не будет.

Обеспечение дипломатической поддержки

Отрицание геноцида армян, так же, как и осуществление этого преступления, возможны только в условиях поддержки, которую некоторые великие державы оказывают Турции.

В разное время в проведении геноцидной политики туркам оказывали политическую и дипломатическую поддержку Великобритания, кайзеровская Германия, Советская Россия, нацистская Германия, США и некоторые страны НАТО. Турция и сегодня широко использует политико-дипломатические средства.

В существующих политических условиях современных международных отношений возможность успешной защиты интересов армянского народа связана с умением правильно ориентироваться в вопросах международной политики.

Это, прежде всего, задача политического руководства Республики Армения и ее внешнеполитического ведомства. Как член ООН и других международных организаций и учреждений, Республика Армения может и должна отстаивать права и интересы армянского народа.

Возможностями противостоять турецкому наступлению на дипломатическом поле в ограниченной мере располагают и армянские общины - особенно в таких странах как США, Россия, Франции, Греция и другие. Воздействуя на внешнеполитическую деятельность своих стран, они могут добиваться проведения их правительствами справедливой политической линии.

Международно-правовое обеспечение

В современных условиях, когда Турция стала делать упор на формально-правовые аргументы, основанные на фальсификации Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и на злостном искажении норм международного права, на первый план выдвигается международно-правовое обеспечение борьбы армянского народа за торжество права и справедливости.

К сожалению, значение международного права для защиты интересов армянского народа недооценивается. Со времени, когда Центральный комитет армянских беженцев обратился за юридической консультацией к четырем видным юристам-международникам - Жильберу Жиделю, Альберу Лапраделю, Луи Лефюру и Андре Мандельштаму, нам не известны другие случаи привлечения экспертов к защите прав жертв этого преступления.

Важность международно-правового обеспечения можно было бы проиллюстрировать на примере отношения сторон спора о применении Конвенции о геноциде между Боснией-Герцоговиной и Югославией при рассмотрении в Международном суде. В качестве советников Боснии-Гергоцовины в Суде выступали профессор Школы права и Директор Центра международных исследований Томас Франк; член Комиссии международного права и профессор Парижского университета Ален Пелле; профессор Парижского университета Бриджит Стерн и другие юристы. От Югославии выступали главный юридический советник МИД профессор международного права Университета Нови Сад Р. Этински; профессор международного права из Оксфордского университета Я. Броунли; профессор католического университета в Лувене и бывший заместитель Генерального секретаря и главный юрисконсульт ООН Эрик Сой; профессор международного права Белградского университета Ст. Джорджевич; известный израильский юрист посол Шабтай Розенн; профессор международного права Университета Подгорики Гавро Перазик.

Теперь спросим: советами каких авторитетов в области международного права пользуется армянское министерство иностранных дел при определении своих позиций по вопросу геноцида армян?

Ответ очевиден, если иметь в виду применяемый им стереотип «геноцида 1915 года» и тезис, что Армения может добиваться признания геноцида, но не может ставить вопрос о своих правах.

Тяжелый опыт армян, права которых постоянно приносились в жертву политическим интересам великих держав, выработало в них устойчивое, почти фаталистическое представление о всесилии политики.

Многие современные армянские политики думают почти так же, как средневековый армянский историк, который сказал: «Право умерло. Если бы оно пропало, мы бы его нашли».

Положение усугубляется тем, что в советское время, когда международная политика, как и применение международного права рассматривались как прерогатива центра, подготовка юристов-международников в Армянской ССР была полностью запущена. Коммунистическое руководство Армении, в отличие от своих соседей, дальше своего носа ничего не видело.

Видные юристы-международники армянского происхождения появлялись в России и успешно защищали ее государственные интересы. Внешняя же политика Армении оставалась и все еще остается без должного международно-правового обеспечения. То ли по финансовым, то ли по каким-то другим соображениям при разработке своей политической линии по этой проблематике армянское руководство, насколько нам известно, не привлекает экспертов с мировым именем.

О возможности обращения к судебной процедуре

Мы считаем, что для решения вопроса о последствиях геноцида армян на объективной основе международного права Армения могла бы предложить Турции совместно обратиться в Международный суд за консультативным заключением в соответствии со статьей IX Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которой предусматривается возможность передачи в Суд споров по вопросу толкования, применения или выполнения Конвенции, включая споры относительно ответственности государства за совершение геноцида.

Если же Турция будет продолжать линию на категорическое отрицание факта геноцида армян, то Республика Армения могла бы, учитывая, что Турция является участницей Конвенции о геноциде, возбудить дело в одностороннем порядке.

О расширении круга спонсоров

Мы считаем, что было бы полезно, если бы круг спонсоров, поддерживающих процесс налаживания контактов и поиска взаимоприемлемых решений, был бы расширен путем, в частности, подключения России, которая отличалась своим традиционно гуманистическим подходом к решению Армянского вопроса. Это гарантировало бы от возможных политических перекосов.

Задачи Всемирной Армянской Организации

За прошедшие десятилетия мы добились признания геноцида со стороны ряда стран мира и авторитетных международных организаций. Так, Европарламент потребовал, чтобы Турция признала геноцид армян в качестве одного из предварительных условий для рассмотрения возможности принятия турецкого государства в состав Европейского Союза. Благодаря инициативам армянской диаспоры и её представительных институтов (прежде всего, традиционных национальных партий) сегодня во многих странах мира мы имеем авторитетное проармянское лобби и определенные возможности оказания положительного воздействия на процесс принятия решений, связанных с судьбой армян и Армении. И, наконец, главным итогом армянского национального движения против пантюркистской политики геноцида на рубеже XX-XXI веков стало освобождение части Нагорного Карабаха и восстановление там армянской государственности в лице Нагорно-Карабахской Республики. Армянский народ продемонстрировал свою решимость на пути к свободе и демократии, умение консолидироваться, когда исторической Родине угрожает опасность.

Вместе с тем, условия требуют, чтобы мы усовершенствовали наш подход к процессу борьбы за ликвидацию последствий геноцида, шире использовали современные международно-правовые, информационные, политические и организационные возможности. Многое в этом зависит от организованности самих армян, от уровня нашей подготовки и владения проблемой, от нашей способности сплачиваться вокруг судьбоносных задач нации.

Проблема ликвидации последствий геноцида армян находится в ряду общенациональных задач первостепенной важности, а это означает необходимость поиска и выработки адекватных современным условиям программы и механизма совместной деятельности Армении и диаспоры.

Решить успешно эту особой важности общеармянскую задачу при нынешней нашей разобщенности будет очень трудно, а может быть даже невозможно.

Как ни велики сложности внешнеполитического характера, преодолеть трудности в политической жизни самих армян будет несравненно сложнее. Превратности истории превратили нас в разделенный народ. Если территория исторической Армении разделена границами нескольких государств, то сам

 
  • Страница 2 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • »
Поиск: